Главная Отделы Обучение О сложном простым языком. 28.01.2021
  • 0
  • 1
  • 2
  • 3
prev
next

Как создать профсоюзную организацию

О сложном простым языком. Печать E-mail
04.07.2018 12:39

knigaВ феврале этого года Мария Комагорова представила свою новую книгу «Как разобраться в финансовой отчетности предприятия».

Во вступительном слове Михаил Шмаков, председатель ФНПР, отметил: «Во время переговоров по заключению коллективных договоров на предприятиях на предложение профсоюза работодатель часто отвечает: «Денег нет!» Понять, действительно ли это так, поможет книга «Как разобраться в финансовой отчетности предприятия». В ней простым и понятным языком объясняется, что именно написано в финансовых документах и как эти сведения можно использовать в переговорах, разъяснены распространенные термины, используемые финансовыми директорами».

 

Добавим что в книге рассматриваются виды учёта, существующие на предприятии, виды налогов, которые платит предприятие и работник лично, а также налоговые льготы, предусмотренные законодательством. Также объясняется, что такое прибыль, себестоимость, выручка, затраты, расходы, другие экономические термины, в том числе - «ЕВIТDА».


«Это не учебник, и многие правовые и экономические нюансы сильно упрощены и опущены, - говорит сама Мария Комагорова в предисловии. - После прочтения данной книги вы не сможете работать бухгалтером, финансистом или управлять предприятием. Это не инструкция по профсоюзной идеологии, и здесь вы не найдете тех слов, которые вы должны сказать работодателю. Но вы будете понимать те слова, которые говорит он вам. И когда в переговорах работодатель скажет, что денег на индексацию зарплаты нет, на бесплатное питание нет, и вообще предприятие на грани банкротства, вы сможете проверить его слова по первоисточнику - по бухгалтерской отчётности. И сопоставить с тем, что видите собственными глазами в стенах предприятия. Вы получите представление о том, как функционирует организация с точки зрения экономических законов, будете понимать логику работодателя и его аргументы <...>. И что самое ценное, на мой взгляд, вы научитесь задавать правильные вопросы и будете понимать, к кому с ними обратиться <...>.

Я поняла, что тема экономики предприятия для профсоюзных работников сверхактуальна, и справиться мы с ней сможем».

 

С согласия автора мы публикуем выдержки из первой главы «Виды учёта».


Виды учёта.

Помимо бухгалтерского учёта, который заметен всем сотрудникам предприятия, как минимум, в день получения зарплаты, на предприятии существуют еще три вида учёта: налоговый, финансовый и управленческий.


Они гораздо менее заметны для коллектива, но не менее важны, и желательно иметь представление обо всех, чтобы понимать, как функционирует предприятие. <...>

 

Бухгалтерский учёт призван фиксировать все факты хозяйственной деятельности предприятия. Подчеркиваю - факты. То есть бухгалтерия не занимается прогнозами, не распоряжается деньгами, не отвечает на самом деле ни за что, кроме корректности собственного учёта и своевременности выплаты налогов государству. Начисление зарплаты и прочие обязательства предприятия – ответственность генерального директора, но не бухгалтерии.

 

Налоговый учёт. Им также занимается бухгалтерия и несет за него ответственность, но фактически это другой вид учёта и другая логика.


Ключевым понятием вида учёта является налоговая база - это, с чего уплачивается тот или иной налог (выручка, прибыль, фонд оплаты труда (ФОТ), основные средства). Правильное определение налоговой базы в отчётном периоде - задача непростая, Особенно, если, учесть, что в сфере налогов и бухучета фактически ежедневно появляются обновления, изменения, разъяснения, приказы, указы, письма Минфина, распоряжения и пр. И 3а всем этим нужно следить.


В целом для понимания бухгалтерского и налогового учёта нужно проникнуться главной мыслью всех бухгалтеров, экономистов, руководителей предприятий: не все расходы признаются расходами в глазах закона.

<...>

А теперь перейдём к самому интересному для профсоюзов - отчисления в фонды с ФОТ (фонда оплаты труда). Это страховые взносы, а не налоги, хотя в просторечии их именно так обычно и называют - «налоги на ФОТ», «налоги на зарплату». Эти деньги попадают не в общий государственный налоговый котёл, а в специальные целевые «карманы». Очень важный для работника момент: эти деньги не налог, а часть зарплаты, которую работодатель перечисляет за нас в определенных целях.


Акцентирую внимание профсоюзных работников: с каждого рубля зарплаты работодатель платит еще 30 копеек в страховые фонды, не считая тех 13, которые являются НДФЛ. Или можно по-другому это сформулировать: работа человека стоит на самом деле не рубль, который он получает на руки, а рубль сорок три копейки.


<...> Налоги на имущество, землю, транспортный налог нет смысла разбирать подробно, но профсоюзным работникам следует, на мой взгляд, отслеживать изменения ставок по этим налогам.

<...>

Кроме бухгалтерского и налогового, существует еще и финансовый учёт. Это тоже про деньги, но в другом разрезе: в рамках этого вида учёта осуществляется управление финансовыми потоками предприятия.


Если выражаться проще, то финансовый директор (менеджер. управляющий -называться он может по-разному) решает, может ли предприятие инвестировать в другие проекты (или в своё развитие) и сколько, оценивает риски этих финансовых операций, несет за них ответственность ( в случае неудачи – уволен, в случае хорошего финансового результата инвестиций – бонус).

Из предыдущего абзаца может создаться впечатление, что финансовый директор нужен только на гигантских предприятиях, где оборачиваются миллиарды, и само слово «инвестировать» навевает какой-то заводской масштаб. Но это не так. На маленьких предприятиях тоже постоянно происходят инвестиции и реинвестиции - в новый продукт. в новое направление деятельности. И для того чтобы понять. «потянет» предприятие это инвестирование или нет, как раз и нужен финансист. <…>


Также финансовый директор отвечает за то, чтобы предприятие не попало в так называемый «кассовый разрыв». Это ситуация, когда предприятию должны кучу денег, а на счетах у него ничего нет. Или никто организации ничего не должен, а просто руководство ввязалось в некие непосильные обязательства, неэффективно распоряжается своими финансами, и предприятию систематически не хватает средств на операционную деятельность. <...> Думаю, каждый профсоюзный работник сейчас вспоминает, что он сам или его знакомые бывали в такой ситуации -продукции на складах нет, всё продано, а денег на выплату зарплаты тоже нет. Или на оплату счетов за электричество, или на налоги, или ни на что.

<…>

Помимо перечисленных, на правильно устроенных предприятиях, независимо от их размеров, а на крупных уж точно, ведется управленческий учёт. Это венец и дитя всех учётов, если образно выразиться. То есть

это реальный взгляд на компанию. В отличие от остальных видов учёта, управленческий учёт не является обязательным, в нем нет строгих правил и государственного контроля. Его результатами пользуются только управленцы внутри предприятия, и даже акционерам его результаты могут не показывать. Результаты управленческого учёта (а вовсе не зарплата директора) как раз и есть настоящая коммерческая тайна.


В чем его суть? В том, чтобы определить реальную себестоимость продукта, его цену, спрогнозировать, выручку, учесть все накладные, коммерческие расходы и не попасть в убыток (точнее, получить прибыль, будем оптимистичнее).

<...> В управленческом учёте используется информация из всех других видов учёта, и требования к ней чрезвычайно жесткие, потому что цена ошибки высока.


Информация должна быть достоверной и оперативной. Причем оба этих критерия превалируют над точностью: например, лучше знать сегодня, что постоянные расходы в составе продукта составляют 12%, чем через неделю - что 12,34%.

 

Заказать книгу можно по телефонам

в Москве: 8 (800) 777-84-26. 8 (495) 938-72-07

или по электронной почте sаlеs@sоlidаrпоst.огg.

 

Вверх