Где и как трудятся подростки этим летом

Как обычно, нынешним летом можно увидеть стайки ребят в оранжевых жилетах на газонах наших городов. С граблями, мешками для мусора, они наводят чистоту и порядок, причесывают газоны, собирают мусор, помогают сажать цветы. Если везет с погодой, светит солнышко и обвевает ласковый ветерок, то это просто замечательные условия труда. Дети на воздухе, в движении, приносят пользу городу и зарабатывают.

Молодежь имеет право

Россияне моложе 18 лет имеют право на труд так же, как и взрослые жители страны. Не только на труд, но и на вознаграждение за него. Этому способствует временное трудоустройство несовершеннолетних. Заодно молодая поросль приобретает опыт и навыки работы.

Организация труда несовершеннолетних имеет ряд особенностей. Во-первых, это сокращенное время работы. Согласно ТК РФ продолжительность рабочей недели ребят в возрасте от 14 до 16 лет — 24 часа, от 16 до 18 лет — 35 часов. А норма продолжительности рабочего дня для них составляет 5 и 7 часов соответственно.

Чаще всего школьникам на лето доступны следующие виды работ: курьеры по доставке товаров и документов, помощь в обеспечении делопроизводства компании; подсобные работы, благоустройство территории, уборка служебных и производственных помещений.

Запрещается привлекать несовершеннолетних к вредным или опасным работам, переноске тяжестей, торговле спиртным или табачными изделиями, к подземным работам.

Чтобы найти работу, подросток может обратиться в центр занятости по месту жительства и получить сведения о том, какие рабочие места есть для школьников. При этом родители должны дать письменное согласие на летнюю подработку. Форму согласия предоставят в ЦЗН. Выбрав подходящую вакансию, школьник должен посетить работодателя, познакомиться с тем, что ему предстоит делать.

Ну а дальше остается только подать документы (паспорт, ИНН, СНИЛС, согласие законного представителя, трудовую книжку при наличии, справку из школы о каникулярном периоде), подписать трудовой договор с работодателем и службой занятости и приступить к работе.

Трудовой договор будет временным, только в пределах каникул. Если школьник ранее не был трудоустроен, работодатель заведет на него трудовую книжку. С 2021 года тем, кто устраивается на работу впервые, трудовая книжка оформляется только в электронном виде.

Зарплата школьника по программе ЦЗН (трудоустройства несовершеннолетних на летних каникулах) складывается из зарплаты работодателя и доплаты от биржи труда. По этой программе нынешним летом планируется трудоустроить без малого 6 тысяч подростков.

Размер материальной поддержки (доплата от биржи труда) нынешним летом увеличен в два раза и составляет 4200 рублей в месяц. А если учитывать увеличенный с 1 июня МРОТ, то в сумме вознаграждение за труд станет еще весомее. В нынешних непростых условиях это, конечно, хорошее подспорье для семьи и самого ребенка.

Веселые, мастеровые, увлеченные

На днях я побывала в мурманской гимназии № 6, где трудится больше десятка ребятишек. Сначала мы с директором Ниной Алексеевной Зубаревой заглянули в слесарную мастерскую, которая, можно сказать, испытывает в настоящее время полный апгрейд. Работающие здесь ребята пилят, строгают, шпаклюют. Руководит этой артелью преподаватель технологии Марина Дрегваль.

Здесь осуществляется проект по усовершенствованию образовательного пространства. Слесарная мастерская облагораживается. Уже выстроен остов шкафа для инструментов и деталей. Школьники строгают и ошкуривают полки, дверцы, готовят их к покраске. Показали ребята и тумбу, которую воздвигли для хранения подсобного оборудования, обратили мое внимание на отремонтированные верстаки. И все своими руками.

Среди ребят, как обучающиеся здесь гимназисты, так и дети из других школ. Все они получили направление от центра занятости. Эти школьники, в основном девятиклассники, трудятся по 2,5 часа в день. Работают с 1 июня, так что скоро и получка. Заработанные деньги планируют потратить по-разному. Кто-то откладывает на свои увлечения: собрать компьютер, например. Это мальчишеские заботы. Девочки готовятся к предстоящей поездке на юг с родителями или в лагерь по путевке, поэтому планируют купить себе обновы. Но в первую очередь вспоминают родителей: отдам маме и себе кое-что оставлю.

А вот Ксения и София перешли уже в 11-й класс, их рабочее место — в архиве гимназии, они наводят порядок в документах. Раскладывают их по папочкам, подклеивают, подшивают. Девушки работают по 3,5 часа.

Не скучно ли здесь работать, не утомляет ли возня с бумагами? На этот мой вопрос девушки дружно произносят — нет, мы стараемся! И ответственность за работу чувствуют, и вспоминают, как только недавно трудились здесь на другом рабочем фронте — в костюмерной мастерской (в гимназии действует свой театр).

Сначала им было очень интересно, ведь столько костюмов к разным спектаклям. Но все эти костюмы надо было пересмотреть, что-то утилизировать, что-то починить. А главное, все перегладить. А это очень утомительно. И на утюг они обе уже и смотреть не хотят. Так что документы их вполне устраивают. Свою зарплату также планируют и родителям отдать, и на дополнительное образование отложить.

Будущие одиннадцатиклассники Олег и Валера сидели на крыльце с молотками в руках. Они освобождали от гвоздей рейки, которые должны пригодиться в последующем благоустройстве территории. И если почти все ребята с которыми я беседовала, в этом году трудятся впервые за зарплату, то Олег работает уже не первый раз.

— Это лучше, чем дома сидеть, — деловито говорит он, ловко выбивая гвозди и рейки.

Деньги он тратит на личные нужды. А его напарник Валера признал, что будет копить на фехтовальное снаряжение. Спортсмен, подумала я. Но он с увлечением стал рассказывать про мечи, пояснять, какой ему хотелось бы заполучить. Тут уж я выдвинула предположение, что он очень увлечен историей.

Вот такие они — работающие дети: живые, веселые, мастеровые, увлеченные. А впереди еще два месяца каникул, отдых в средней полосе или на юге.

Источник :«Мурманский вестник»