Борьба ФНПР за величину МРОТ: хроника, проблемы, достижения Вчера
«Несмотря на всю турбулентность международных отношений, все-таки самое главное — это то, что происходит в нашей стране, самое главное — это социальное самочувствие людей, решение вопросов социально-экономического порядка. Знаю, что у профсоюзов всегда на этот счет много вопросов, в том числе проблемного характера, и требований к правительству», — заявил Президент РФ Владимир Путин на встрече с Председателем ФНПР Михаилом Шмаковым в 2014 году.
Уже тогда профсоюзы добились установления в Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2014–2016 годы того, что до 2016 года МРОТ должен был быть доведен до уровня прожиточного минимума, но на встрече с Президентом открылась новая страница борьбы за величину МРОТ. «Прожиточный минимум считается по очень плохой методике, которая идёт к нам еще из середины 50-х годов прошлого века», — отметил лидер профсоюзов. Он предложил перейти на новый показатель — рациональную потребительскую корзину, удовлетворяющую не только материальные, но и духовные потребности человека. Такая корзина должна была стать основой для расчета минимального потребительского бюджета. «Понятно, что нельзя сейчас сразу ввести такой показатель, но в планах на будущее, мы считаем, это надо разрабатывать для того, чтобы было меньше трений и при заключении следующего генерального соглашения», — сказал тогда Михаил Шмаков, во многом определив характер будущей борьбы за величину МРОТ.
В марте 2016 года Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов анонсировал увеличение МРОТ до 7,5 тысяч рублей. «Решение о повышении МРОТ было принято в результате активной позиции Федерации Независимых Профсоюзов России, постоянно требовавшей от Правительства России увеличения минимального размера оплаты труда. Профсоюзам удалось убедить власть пойти на увеличение МРОТ на 21% с 1 июля 2016 года. Повышение МРОТ коснется около 1 миллиона работников, из них 87% заняты в государственных и муниципальных учреждениях и 13% — в негосударственном секторе экономики», — прокомментировал тогда масштаб работы секретарь ФНПР — руководитель Департамента социально-трудовых отношений и социального партнерства Олег Соколов. Уже было заявлено, что следующим шагом, который необходимо сделать, ФНПР видит увеличение МРОТ до уровня минимального потребительского бюджета (около 35 тыс. рублей).
Попутно возникали и трудности. Так, в том же 2016 году судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда постановила, что районные коэффициенты и «северные надбавки» входят в МРОТ, что существенно ослабило финансовое положение трудящихся, проживающих и работающих в непростых условиях. Стоит отметить, что такая ситуация была и раньше. Союз организаций профсоюзов Карелии даже предлагал рассмотреть вопрос проведения массовой коллективной протестной акции с требованием закрепить положение о том, чтобы в МРОТ не включались районные коэффициенты и процентные надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Тенденция говорила о том, что в МРОТ будут включать не только «северные» надбавки и коэффициенты, но и иные компенсационные выплаты, а также стимулирующие выплаты. В поддержку своих коллег выступили профсоюзы Архангельской области, возобновившие профсоюзную акцию «МРОТ по закону!», в ходе которой они собрали почти 1,5 тысячи подписей.
В итоге Конституционный Суд РФ встал на сторону профсоюзов. «Институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума», — гласило его Постановление от 07.12.2017 N 38-П. Вроде победа, но соблюдается Постановление не всегда, поэтому необходимо обращаться в профсоюз для предотвращения включения работодателем каких-либо выплат в МРОТ.
2017. Госдума. Министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин представил три обсуждаемых варианта повышения МРОТ до уровня прожиточного минимума:
● Установление МРОТ на уровне прожиточного минимума в среднем по РФ.
● Установление МРОТ на уровне регионального прожиточного минимума в каждом регионе.
● Введение почасовой заработной платы.
Секретарь ФНПР Олег Соколов подчеркнул, что МРОТ – это минимальная социальная гарантия, не предусматривающая стимулирующих выплат и региональных коэффициентов. Это позиция Конституционного Суда РФ, которую отстояли профсоюзы. Минтруд не сдавался и предложил сделать МРОТ по стране… разным. «Нам представляется, что МРОТ должен быть равен региональному прожиточному минимуму. Нигде не сказано, что МРОТ должен быть единым по России», – считал тогда глава Минтруда.
Время шло, а лидер профсоюзов Михаил Шмаков в своём обращении к Президенту РФ в 2017 году отметил: «В настоящее время минимальная гарантия по оплате труда в нашей стране заметно отстаёт не только от большинства европейских стран, но и от Бразилии, Китая и Южной Африки».
В 2018 году МРОТ увеличился на 21,7 % от прошлогоднего значения и составил 9489 рублей. Повышение минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума должно было быть выполнено в 2019 году. Однако ФНПР настаивала на необходимости увеличить МРОТ до указанной величины уже в текущем – 2018 – году. С этим требованием российские профсоюзы активно выступали в ходе коллективных акций и на всех уровнях переговорного процесса с органами власти.
В результате переговоров с лидером профсоюзов Президент принял принципиальное решение: МРОТ будет доведен до прожиточного минимума уже к 1 мая 2018 года. Владимир Путин подчеркнул, что минимальный размер оплаты труда в России будет постоянно индексироваться и уже не опустится ниже прожиточного минимума. Позиция ФНПР нашла отражение в законодательстве страны, а в 2019 году сумма МРОТ возросла до 11 280 рублей.
«Напомню, что уже приняты решения с 1 мая этого года уравнять МРОТ и прожиточный минимум…Хочу сказать – вот Михаил Викторович, – что в значительной степени это сделано с подачи нашего ведущего профсоюзного объединения. Мы с Михаилом Викторовичем встречались, обсуждали эту тему. Как видите, мы это реализуем», — подчеркнул тогда роль ФНПР Президент РФ Владимир Путин.
Осознавая, что данное значение всё же не отражает адекватное качество жизни гражданина, глава ФНПР Михаил Шмаков продолжал настаивать на введении другого ориентира для МРОТ – минимального потребительского бюджета, при котором расходы на продукты питания не должны превышать трети всех расходов на товары и услуги. Кроме того, нужно было пересмотреть их ассортимент и объем, используя современные рекомендации по рациональному питанию. Минимальный потребительский бюджет профсоюзный лидер оценил в 40 тысяч рублей.
С января 2020 года МРОТ составил 12 130 рублей в месяц. «Два года назад под давлением требований ФНПР был принят закон, согласно которому МРОТ ежегодно устанавливается в размере, равном величине прожиточного минимума по состоянию на II квартал предыдущего года. Таким образом, с 1 января 2020 года МРОТ составляет 100% величины прожиточного минимума за II квартал 2019 года. В результате повышение МРОТ до 12 130 рублей в месяц в наступившем году по отношению к его прошлогодней величине (11 280 рублей в месяц) составило 850 рублей (рост составляет 7,5%)», — подчеркнул важную информацию секретарь ФНПР Олег Соколов, добавив, что профсоюзы осуществляют мониторинг данной сферы.
В 2020 году доходы граждан падали, что может привести к тому, что величина прожиточного минимума в 2022 году в реальном исчислении снизится по сравнению с 2021 годом. А так как величина прожиточного минимума используется для установления размеров социальных пособий, то возникает угроза стагнации бедности у низкооплачиваемых категорий работников. В связи с этим ФНПР выступила с новой инициативой, в которой предложила предусмотреть ежегодное увеличение соотношений величины прожиточного минимума населения и величины медианного среднедушевого дохода, а также МРОТ и медианной заработной платы.
Важным этапом в борьбе за достойный МРОТ на данный момент стал Федеральный закон от 29 декабря 2020 г. № 473-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», определивший, например, что соотношение МРОТ и медианной заработной платы пересматривается не реже одного раза в пять лет исходя из условий социально-экономического развития РФ.
По настоянию ФНПР в законопроект были внесены важные изменения, среди которых важно выделить следующие:
● МРОТ, а также величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации на очередной год должны устанавливаться с учётом мнения РТК.
● МРОТ на очередной год должен устанавливаться в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации и не ниже МРОТ, установленного на текущий год.
В настоящее время заключено Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2021-2023 годы. Все пункты Генерального соглашения в области обеспечения поддержания МРОТ на уровне прожиточного минимума трудоспособного населения выполняются. Однако предстоит и дальше большая работа по борьбе за достойный МРОТ.