Публичные слушания по проекту областного бюджета на следующий год

Выступление председателя «СОП «Мурманский облсовпроф» Первухина А.Л. на общественных слушаниях в Мурманской областной Думе

Уважаемые участники слушаний!

2018 год для Мурманской области был достаточно сложным в финансовом плане. Проведено повышение заработной платы работникам бюджетной сферы с 1 января 2018 года на 4 процента. Постановление Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 № 38-П, поставившее окончательную точку в многолетнем споре относительно природы «северных» надбавок и компенсаций и их статусе применительно к определению МРОТ, заставило Правительство Мурманской области и областную Думу изыскивать значительные дополнительные денежные средства для приведения принципов начисления заработной платы в соответствие с требованиями законодательства. Раньше, как вы помните, мы в течение 10 лет в рамках областной трехсторонней комиссии использовали механизм установления региональной минимальной заработной платы, с целью поддержания ее на уровне прожиточного минимума трудоспособного населения в регионе. Это давалось нелегко, но, тем не менее, мы успешно шли по этому пути без особых проблем. 

Принятие же решения о начислении процентной надбавки и районного коэффициента на МРОТ вынудило в 2018 году дополнительно изыскивать 3,7 млрд. рублей (как следует из интервью Губернатора М.В. Ковтун ТАСС в ходе Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) 24 мая 2018 года). Конечно, вытянуть подобную сумму самостоятельно нашему региону было просто не по силам. При этом, поддержка из федерального центра была явно недостаточной (где-то, 1,2 млрд. рублей). Тем не менее, мобилизовав все имеющиеся ресурсы, Мурманская область достойно справляется с этой нелегкой задачей. Кроме того, с 1 января 2019 года в Российской Федерации устанавливается новый МРОТ – 11 280 рублей, что на 117 рублей превышает ныне действующий. Таким образом, перед областью вновь возникает задача поиска дополнительных финансовых средств. При этом, по мнению профсоюзов, нельзя закрывать глаза на еще одну, не менее важную проблему, ставшую следствием практической реализации Постановления Конституционного Суда от 07.12.2017 – проблему дифференциации оплаты труда. К сожалению, сегодня фактически происходит ликвидация дифференцированного подхода к установлению заработной платы в зависимости от квалификации работников, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, как это предусмотрено статьями 129 и 132 Трудового Кодекса РФ. Необходимость «догнать» размер заработной платы до законодательно установленного минимума при отсутствии необходимых финансовых средств вынуждает работодателей практически уравнивать труд работников вне зависимости от их квалификации и условий осуществления трудовой деятельности. В итоге, обслуживающий персонал, чей труд не требует высокой квалификации или опыта работы, порой получает заработную плату практически в том же абсолютном размере, что и значительная часть квалифицированных специалистов. 

Таким образом, в стремлении избежать ответственности за нарушение требований к минимальному размеру оплаты труда, работодатели нарушают условие дифференцированного подхода к установлению оплаты труда работников, что является прямым нарушением трудового законодательства. К сожалению, контролирующие и надзорные государственные органы пока не концентрируют внимание на подобных нарушениях, поэтому профсоюзы считают необходимым поднимать указанную проблему на всех доступных площадках, особенно с учетом того, что по этому пути пошли не только представители малого бизнеса, но и значительная часть работодателей бюджетной сферы. Невольно вспоминаются те времена, когда основой оплаты труда «бюджетников» была единая тарифная сетка, и повышение зарплаты работникам более низкой квалификации автоматически влекло за собой пропорциональное повышение зарплаты специалистов. Сегодня применяются другие стандарты и правила, но это не освобождает от необходимости соблюдать при установлении систем оплаты труда не только требования законодательства, но и принципы справедливости. Вместе с тем, профсоюзы Мурманской области осознают, что решить данную проблему силами только лишь работодателей вряд ли возможно, причем это в равной степени касается работодателей и бюджетной сферы и внебюджетного сектора. Здесь требуется экономически выверенное, грамотное и не допускающее разночтений государственное регулирование, и это, прежде всего, сфера деятельности законодательной государственной власти всех уровней. Еще один момент, на который мне бы хотелось обратить внимание, – это ежегодная индексация заработной платы работникам бюджетной сферы. «Майский» указ 2018 года Президента РФ В.В. Путина предусматривает поддержание заработной платы работников бюджетных отраслей на достигнутом уровне, что должно повлечь за собой повышения зарплат в ближайшие три года: в 2019 году — на 6,0%, в 2020 году — на 5,4%, в 2021 году — на 6,6%.

При этом, очередная индексация должна состоятся уже 01 сентября 2019 года. В то же время, в проекте Закона об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020-2021 гг. заложена индексация заработной платы указанной категории работников только с 1 октября 2019 года и лишь на 4%, что ниже прогнозируемого уровня инфляции за 2018 год, следовательно, реальная заработная плата вновь понизится. Считаю такое повышение запаздывающим и недостаточным, поэтому предлагаю вернуться к данному вопросу – повышению заработной платы с 1-го сентября и на 6 процентов — при рассмотрении исполнения и корректировке регионального бюджета по итогам 1-го полугодия 2019 года, т.е. до окончания весенней сессии. При этом, учитывая необходимость дифференцированного подхода к оплате труда работников, предусмотреть повышение базовой части их заработной платы, то есть, ставок и окладов, при одновременном сохранении имеющихся объемов надтарифных фондов. Также хотелось бы обратить внимание и на то, что бюджетом не предусмотрена индексация размеров социальных пособий и выплат в 2019 году — за исключением выплат опекунам. А в 2020-м и 2021-м годах бюджет вообще не предусматривает какой-либо индексации данных пособий и выплат. 

Уважаемые участники слушаний! Сегодня перед депутатами стоят сложные, многоуровневые, зачастую кажущиеся нерешаемыми, задачи, но решать их необходимо. Причем решать так, чтобы максимально соблюдать интересы и власти, и бизнеса, и населения. И, как представитель трудящегося населения региона, прошу вас не забывать, что за каждой строкой бюджета, за каждым вашим решением стоят живые люди, для которых это конкретное решение может повлечь за собой критичные последствия.

Спасибо за внимание.