Выступление А Первухина на публичных слушаниях
Выступление председателя облсовпрофа Первухина А.Л. 18.06.2019 на публичных слушаниях в Мурманской областной Думы по проекту закона Мурманской области «Об исполнении областного бюджета за 2018 год».
Добрый день, уважаемые участники публичных слушаний!
Несомненно, самым главным законом, ежегодно принимаемым депутатами Мурманской областной Думы, является закон об областном бюджете.
Все мы прекрасно понимаем, что от его наполнения во многом зависит финансирование здравоохранения, образования, культуры и многих социальных программ, а также индексация заработной платы бюджетникам и различного рода социальных пособий и выплат.
Сегодня, пользуясь предоставленной возможностью, мне хотелось бы поблагодарить депутатов Мурманской областной Думы и, прежде всего, председателя комитета по бюджету, финансам и налогам Пищулина Бориса Валентиновича за конструктивное сотрудничество.
Ни одно предложение областного Совета профсоюзов не остается без внимания. Конечно, не все решается так, как хотелось бы, но, тем не менее, мы всегда движемся в нужном направлении. Очень важно, что инициатива не уходит в пустоту.
На все наши предложения мы получаем не просто устный ответ или какие-то отписки, а обстоятельные деловые письма с видением возможного решения поставленных вопросов.
Чтобы не быть голословным, приведу один из последних примеров.
При принятии областного бюджета на 2019 год не были проиндексированы социальные выплаты и пособия, о чем я говорил на публичных слушаниях по проекту бюджета на 2019 год 15 ноября прошлого года. Наше предложение о необходимости их индексации было взято на контроль, о чем мы получили соответствующие письма. А 4 июня при очередной корректировке бюджета на 2019 год было принято решение, предусматривающее с 1 июня текущего года индексацию ЕЖКВ на 5 % и на 4 % всех остальных социальных выплат.
Несмотря на то, что бюджет 2018 года был исполнен с дополнительными доходами в размере 7,1 млр. рублей, он как никогда был очень сложным. Об этом говорит и то, что бюджет подвергался неоднократной корректировке с увеличением не только доходной, но, что не менее важно, и расходной его части. Что называется, скребли по сусекам.
Расходная часть в 2018 году была увеличена более чем на 3,9 млр. рублей.
На мой взгляд, Правительство Мурманской области и депутаты Мурманской областной Думы предприняли все зависящие от них действия, чтобы увеличить доходную часть бюджета, что, в свою очередь, существенно позволило увеличить его расходную часть.
В 2018 году с 1 января на 4 % проведено повышение заработной платы работникам бюджетной сферы.
Но, как мы понимаем, основная финансовая нагрузка была сопряжена с выполнением Постановления Конституционного суда РФ от 07.12.2017 № 38-П в части необходимости начисления на МРОТ районного коэффициента и процентных надбавок (полярок). Таким образом, дополнительные средства также понадобились и на увеличение до нового размера МРОТ и на начисления на эту разницу районного коэффициента и районных надбавок. Кроме того, с 1 мая 2018 года подрос размер и самого МРОТ. Все это потребовало изыскания значительных дополнительных денежных средств.
При этом следует отметить, что ни одна социальная программа не была отменена или отложена.
Уважаемые участники слушаний, сегодня в очередной раз я не могу не обратить внимания на проблему дифференциации оплаты труда.
В связи с выполнением требований Конституционного суда, на МРОТ, как я уже сказал, стали начислять и районный коэффициент и процентные надбавки, что привело к существенному повышению оплаты труда обслуживающего персонала. Их заработная плата приблизилась, а в некоторых случаях сравнялась с зарплатой квалифицированных специалистов.
Все мы понимаем, что это абсолютно не правильно. Специалисты должны получать больше, на то они и специалисты, имеющие соответствующее образование. Это ни что иное, как дискриминация в сфере оплаты труда.
Думается, что необходимо искать соответствующие подходы усовершенствования системы оплаты труда с учетом квалификации работников, как это было в прежние времена. Тогда основой оплаты труда «бюджетников» была единая тарифная сетка, и повышение оплаты труда работников с более низкой квалификацией автоматически влекло за собой пропорциональное повышение заработной платы специалистов.
И в завершение я еще раз хотел бы остановить внимание депутатов на величине и сроках очередной индексации заработной платы работников бюджетной сферы.
Бюджетом 2019 года предусмотрена индексация на 4 % с 1 октября. Профсоюзы предлагают проиндексировать зарплату с 1 сентября 2019 года на 6 %.
Наши доводы:
во-первых, по данным Мурманскстата по итогам 3-х месяцев текущего года инфляция в годовом выражении составила 5,7 %, что больше предусмотренных 4 % повышения заработной платы работникам бюджетной сферы;
во-вторых, по данным того же Мурманскстата в настоящее время заработная плата врачей не дотягивает (20,7 %), педагогических работников (12,8 %) до установленных майскими указами Президента РФ показателей от средней заработной платы по региону;
в-третьих, майский указ Президента РФ 2018 года в целях поддержания заработной платы работников бюджетных отраслей на достигнутом уровне предусматривает ее повышение на 6 % с 1 сентября 2019 года;
и наконец, в-четвертых, дополнительные доходы областного бюджета 2019 года с учетом февральского и июньского уточнений к базовому бюджету 2019 года составили 9,5 млрд. рублей. То есть, возможность повышения заработной платы бюджетникам на 6 % – есть.
Хотелось бы, чтобы депутаты в очередной раз отнеслись с пониманием к нашим предложениям.
Спасибо за внимание.